Московское время


История Израиля


История Израиля насчитывает тысячилетия. Одним из первых источников об упоминании Израиля это Библия. Археологические раскопки доказывают тот факт, что события, описанные в Библии, имеют реальную основу. Путешествие Авраама
Родоначальником и основателем народа верующего в единого Бога был Авраам, призванный в Ханаан. Образ Авраама имеет большое значение, как для евреев, так и для мусульман и христиан. Сыновья, родившиеся у Авраама, являются продолжателями, как еврейского народа, так и арабского. Именно поэтому Библия трактует имя патриарха как «отца множества племен». Авраам с сыновьями переселился в земли Египта, где их потомки были обращены в рабство. 400 лет народ Израиля находился в рабстве. По Божьему проведению с появлением Моисея, выведшим свой народ с Египетских земель и водивший 40 лет по Синайской пустыне, появилось новое свободное поколение. Народу была дарована Тора (Пятикнижие), со знаменитыми дестью заповедями, таким образом, сложилась религия. В течении двух столетий народ кочевал, и достигнув Земель Израильских. Изралитяне перешли к оседлому образу жизни. Время от времени ведя междоусобные войны, что было на руку филистимлянам. Противостоять филистимлянам поодиночке было рискованно, в этот момент и произошел самый важный этап в истории Израиля, момент объединения племен в единое целое.
Первым царем в истории Израиля стал Саул (ок. 1020 г. до н.э.), а прославил, расширил, и превратил в самое сильное государство региона — царь Давид (ок. 1004-965 гг. до н.э.). При его правлении была решена проблема с филистимлянами, границы царства со столицей в Иерусалиме простерлись от Египта и Красного моря до берегов Евфрата, были объединены все 12 колен израилевых.
Сын Давида, Соломон (Шломо, ок. 965-930 гг. до н.э.), сохранил и преумножил богатство, завоеванное Давидом. При Соломоне, произошло развитие экономики, строительство и укрепление городов. Большое внимание он уделял культуре, именно по его желанию был возведен Иерусалимский Храм, ставший центром национальной и религиозной жизни народа.
После смерти Соломона происходит распад Израиля на два государства северное — Израиль, со столицей в Самарии и южное — Иудея со столицей в Иерусалиме. Просуществовав ок 200 лет, Израиль был захвачен войсками Ассирии, а Иудея, после 350 лет независимости, пала под натиском Вавилона. В результате покорения обоих царств был разрушен Иерусалимский Храм, израильский народ осужден на изгнание, а иудейский народ уведен царем Навуходоносором в плен, вошедший в историю под названием Вавилонское пленение.
Так был положен конец еврейской государственности, дано начало еврейской диаспоре, и именно с этого времени иудаизм начинает развиваться как религиозная система и образ жизни за пределами Земли Израильской, благодаря которому тысячи евреев разбросанных по всему миру, сумели сохранить свою самобытность.
Первое возвращение во главе Зерувавелем, примерно 50 тысяч евреев, происходит по указанию царя Кира, захватившего Вавилон. Второе возвращение происходит во главе с Эзра-книжником, в результате этого переселения евреям обосновавшиеся на своей исторической родине было предоставлено некоторое самоуправление, вначале под персидским, а затем и под эллинском (332-142 гг. до н.э.) владычестве. За это время евреями был восстановлен разрушенный Иерусалимский Храм. Александр Македонский
Вскоре Израиль был завоеван Александром Македонским, который подчинил страну Сирии, но оставив за народом право на религиозную независимость, что не совсем устраивало еврейский народ. В результате многочисленных восстаний, которые возглавили Хасмонеи, Селевкидам пришлось признать автономию Иудеи, а после их падения и вовсе, возродилось независимое еврейское государство.
Именно Хасмонеи и привели в Иудею новых захватчиков – римлян, приглашенных для участия в войне, разразившейся между двумя братьями этого рода, не поделившими между собой престол. Земли Израиля становятся провинцией Римской империи, и еврейская государственность вновь оказывается утраченной.
Именно Хасмонеи и привели в Иудею новых захватчиков – римлян, приглашенных для участия в войне, разразившейся между двумя братьями этого рода, не поделившими между собой престол. Земли Израиля становятся провинцией Римской империи, и еврейская государственность вновь оказывается утраченной.
Довольно трагичен конец династии Хасмонеев. Ирод, один из рабов, служивших при дворце и происходивший из рода Идумеев, тех самых, которых Хасмонеи насильно обратили в иудаизм, устроил переворот, уничтоживший всех потомков царской династии и сам стал царем в 37 г. до н.э. После смерти Ирода, в результате ожесточенных схваток пал и был полностью разрушен Иерусалим, был разрушен Второй Храм, остатки которого, Стену Плача или Западную стену, можно наблюдать и сегодня.
В начале нашей эры рождается, проповедует Иисус Христос, он был осужден и распят, а затем воскрес.
Иудея возвращается в прямое управление Рима. Собственно Иудея, Идумея на юге и Самария на севере были отданы в управление Архелаю, сыну Ирода, после которого правили римские прокураторы – Понтий Пилат (26-26 гг. н.э.) стал последним из них.
В 44 г. земли Палестины и Иудеи объединены и включены в римскую провинцию Сирию. В 73 г. н.э., после окончания Иудейской войны было дано Иудее и Самарии название Палестина Прима, сделав ее отдельной провинцией.
В Европе происходит утверждение христианства, поэтому земли Израиля, столь связанные с жизнью Иисуса Христа, становятся священными для всех христиан. Иудеям же запрещено посещать Иерусалим, исключением был один день в году – Девятое Ава, когда они оплакивали разрушение Иерусалимского храма.
В VII в. приходит черед арабских завоеваний. Арабы захватывают Израильскую землю и правят на ней почти пять веков, оставив евреям Иерусалима лишь свободу вероисповедания – в обмен на уплату налога на веру.
В 1099 году на израильские земли приходят крестоносцы. Под эгидой освобождения Гроба Господня от неверных, они захватывают Иерусалим, вырезав большую часть еврейского населения.
Следующими захватчиками, прекратившими правление крестоносцев, становится воинское мусульманское сословие, пришедшее к власти в Египте, которое называлось мамлюки. Они довели земли Израиля до полного упадка и в 1517 г. сдали ее Османской империи без особого сопротивления. Турецкое владычество продолжалось еще четыре века – вплоть до прихода в 1917 г. британской армии. За это время Иерусалим оказался перенаселенным, и евреям пришлось строить новый квартал за его стенами, за которым последовало еще 7, являющихся сегодня ядром Нового города. Возрождался иврит, разгоралось еврейское освобождение, привлекшее два больших потока евреев из Восточной Европы в конце XIX – начала XX вв.
В результате Первой мировой войны Великобритания получила мандат на управление палестинской территорией, который был утверждён Лигой Наций в июле 1922 г. В английскую подмандатную территорию Палестина входила также территория, которая теперь принадлежит Иордании. В 1921 г. был создан отдельный мандатный штат Трансиордания, из которого в 1946 г. было образовано независимое королевство Иордания. Мандат был вручен Великобритании с призывом и целью ускорить создание Эрец-Исраэль (Земля Израиля), национального еврейского очага в Палестине. Но это отнюдь не устраивало арабов, считающих земли Палестины исконно своими.
В 1941 году началась Вторая мировая война. Учиненный фашистами геноцид еврейского народа унес жизни шести миллионов евреев, в том числе полутора миллионов детей. После окончания войны вопрос о создании независимого государства, где могли бы жить евреи, разбросанные по всему миру, не страшась расправы и преследования, стал особенно остро.
В 1947 году истек срок британского мандата. На этот момент евреев в стране было 650.000, и они представляли собой общество с сильной развитой социальной системой. Организацией ООН было предложено разделить страну на два государства – арабское и еврейское, что вновь вызвало недовольство арабов. 14 мая 1948 года было провозглашено создание Государства Израиль – в соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН. Его первым президентом стал Давид Бен-Гурион. Но уже через 24 дня на пределы Израиля вторглись войска Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака. Арабо-израильская война длилась около 15 месяцев. Более 720.00 палестинцев стали беженцами, что вызвало организацию антиеврейских демонстраций и жестоких погромов в мусульманских странах. Израиль были вынуждены репатриироваться около 600.000 евреев. В результате военных действий почти половина территорий, которые были выделены под арабское государство, оказались под контролем Израиля, в том числе Западный Иерусалим. Остальные арабские территории и Восточный Иерусалим – под контролем Иордании и Египта, вплоть до Шестидневной войны 1967 года, в ходе которой Израиль занял всю палестинскую территорию, расправившись с противниками.
Арабские государства не хотели соглашаться с правом существования государства Израиль до 1980-х гг. Первым решился разорвать круг президент Египта Анвар Садат, подписавший 26 марта 1979 г. мирный договор между Израилем и Египтом. 26 октября 1994 г. – такой договор подписала и Иордания.
В течение 2000 года между Израилем и Палестиной при посредничестве других стран велись переговоры об урегулировании непростых отношений, которые обострились в результате вооруженных столкновений между палестинцами и израильтянами в 2000 – 2001 гг. 12 июля 2006 г. вспыхнуло вооруженное столкновение между Израилем и радикальной шиитской группировкой «Хезболла», фактически контролировавшей южные районы государства Ливан, длившееся до 14 августа 2006 г. В Израиле это столкновение официально называется Второй ливанской войной. 1 октября 2006 года Израиль завершил вывод войск с территории Южного Ливана, война была прекращена в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН. Президентом Израиля с 2000 года является Моше Кацав. С 2001 по 2006 гг. премьер-министром Израиля был Ариэль Шарон. 4 января 2006 г. он был госпитализирован с обширным инсультом, после которого впал в кому и признан недееспособным. В результате парламентских выборов 28 марта 2006 года обязанности премьер-министра перешли к Эхуду Ольмерту. Угрозы военных действий со стороны палестинцев тщательно контролируются Израильскими военными силами, но все же, в целях безопасности, не поощряются поездки и экскурсии по территории Западного берега реки Иордан и Сектора Газа.