Арбат – одна из старейших улиц Москвы. Вместе со своими переулками является олицетворением всего города. Невозможно быть в Москве и не побывать на Арбате.
Откуда Арбат получил свое название? Существует много версий этимологии этого слова, начиная от слова арба, поскольку в районе Волхонки находилась колымажная мастерская или горбат из-за искривленной местности и до сравнения с немецким «арбайтен», ввиду того, здесь проходила Смоленская дорога и местность была заселена мастеровыми, чаще всего кузнецами и стеклодувами, для их обучения приглашались мастера из-за границы, чаще всего немцы. Для раздувания мехов требовалась неквалифицированная рабочая сила и местные ходили на заработки. Работать по-немецки звучит как «арбайтен» отсюда и пошло название Арбат. Но, пускай над этим спорят исследователи, а мы прогуляемся по этой старинной улице.
В самом начале Арбата находится ресторан «Прага», открывшийся в 1872 году как недорогой трактир в котором обедали местные извозчики. В 1902 году здание было перестроено архитектором Кекушевым, а в 1914 под руководством А. Э. Эрихсона был надстроен зимний сад и здание приобрело современный вид.
После революции ресторан был национализирован и в 1924 году здесь открыли столовую Моссельпрома. Кстати, в ней Киса Воробьянинов из «Двенадцати стульев» и пытался ухаживать за студенткой Лизой.
В 1737 году во время Троицкого пожара, названного так из-за праздника Святой Троицы на который он произошел, Арбат сильно выгорел, при восстановлении его расширили и на нем стали строиться дворянские семьи, такие как Ростопчины, Шереметьевы, Голицыны, Трубецкие и другие.
Следующий пожар, в котором пострадало огромное количество домов, в том числе и на Арбате, это пожар 1812 года. После этого началось строение особняков, как правило не выше 3-х этажей в стиле ампир и типовых деревянных домов.
В 1880 году по Арбату стала ходить конка, предшественник трамвая. Конка представляла собой большой, иногда двухэтажный, чаще всего закрытый экипаж, для перевозки большого количества людей, запряженный лошадьми, но двигающийся по рельсам. В 1904-1908 году был запущен трамвай, который ходил по Арбату до 1934 года. В советское время по Арбату ходили троллейбусы и вообще это была обычная улица с двусторонним движением, сейчас это даже трудно себе представить.