Гражданами являются лица, составляющие население государства, находящиеся под его защитой и наделенные всеми правами и обязанностями в соответствии с законами этого государства
Рейтинг факторов с точки зрения оказания сдерживающего влияния на развитие компаний
(опрос ВЦИОМ):
Оцените, оказывают ли перечисленные ниже факторы сдерживающее влияние на функционирование вашей компании/вашего бизнеса?
(средний балл по пяти бальной шкале, где 1 – однозначно не оказывает, 5 – однозначно оказывает)
2017 | 2016 | |
Неопределенность экономической ситуации | 3,9 | 4,0 |
Высокий уровень налогообложения | 3,8 | 3,7 |
Снижающийся спрос на внутреннем рынке | 3,8 | 3,8 |
Высокие цены на энергоресурсы (электроэнергия и газ) | 3,7 | 3,6 |
Качество законодательного регулирования экономики | 3,7 | 3,5 |
Высокий процент коммерческого кредита | 3,6 | 3,6 |
Недостаток долгосрочных инвестиционных средств | 3,5 | 3,5 |
Курс рубля | 3,5 | 3,9 |
Высокие издержки на оплату и содержание персонала | 3,5 | 3,4 |
Недостаток квалифицированных трудовых ресурсов | 3,3 | 3,1 |
Монополизация рынков | 3,3 | 3,1 |
Сложность бюрократических процедур | 3,2 | 3,1 |
Неразвитая транспортная инфраструктура и высокий тариф для грузовых перевозок | 3,2 | 3,1 |
Избыточная активность контрольно-надзорных органов (проверок) | 3,1 | 2,9 |
Высокая стоимость земли | 3,0 | 2,8 |
Нечестная конкуренция со стороны теневого рынка | 2,9 | 2,8 |
Непрозрачность государственных закупок | 2,9 | 2,8 |
Изношенность и отсутствие оборудования | 2,8 | 2,7 |
Высокая «коррупционная рента» | 2,5 | 2,3 |
Конкурирующий импорт | 2,4 | 2,2 |
Высокий уровень давления правоохранительных органов | 1,9 | 1,9 |
В результате анализа данной таблицы можно сделать вывод о том что в целом основные факторы оказывающие сдерживающее влияния на развитие компаний по сравнению с 2016 годом ухудшились. Особенно это заметно в разделах: качество законодательного регулирования экономики, избыточная активность контрольно-надзорных органов, высокая стоимость земли и высокая «коррупционная рента». Все эти пункты, так или иначе, относятся к качеству нормативно-правовой базы и исполнению существующего законодательства.
На примере статьи Никольской Ю.П. и Спиридонова А.А. «Влияние процессов изменения законодательства на развитие издательского бизнеса» проиллюстрируем качество законодательного регулирования экономики. В данной статье анализируются проблемы, создаваемые для бухгалтерских служб издательств, несбалансированностью отечественного законодательства и перманентным характером вносимых изменений. В своей статье авторы указывают на серьезные изменения, произошедшие в 2006 году в Трудовом кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, а так же внесением изменений во многие федеральные законы и в положения по бухгалтерскому учету. Как могло показаться, данные изменения налогового законодательства, нормативного регулирования трудовых отношений, бухгалтерского учета должны благотворно влиять на развитие бизнеса. Но на самом деле изменения, осуществляемые в середине года, имеющие обратное действие, т.е. распространяемые на операции с начала года, или с определенного законодательством момента, приводят к затруднениям при ведении бухгалтерского и налогового учета. По мнению авторов, вносимые изменения зачастую не улучшают, а ухудшают ситуацию. Это вызвано отсутствием связи между нормами права, большим количеством писем Минфина России и ФНС России, носящих разъясняющий, комментирующий и регулирующий характер норм законодательства прямого действия.
На данном примере мы видим как не ко времени принятые изменения в законодательстве усложняют и без того непростое положение бизнеса, а несоответствие принимаемых законов действующим внутренним распоряжениям приводят к неверному толкованию норм права и всевозможным противоречиям с контролирующими органами.
Таким образом, законодательный процесс в России оказывая огромное влияние на бизнес зачастую тормозит его развитие. Это совершенно неприемлемо в современных условиях, когда наша страна находится под многочисленными санкциями со стороны Запада. Даже в том случае если не принимать во внимание давление оказываемое на Российскую экономику из вне, дальнейшее развитие невозможно без качественно нового подхода к бизнесу. Не стоит забывать что в развитых странах основную роль в пополнение бюджета, занятости населения и оказании недорогих и качественных услуг играет мелкий и средний бизнес, для развития которого требуется принятие понятных и постоянно действующих правил, описываемых в нормативно правовых актах. Следовательно, перед принятием новых законов связанных прямо или косвенно с предпринимательской деятельностью необходимо предварительно обсуждать их с бизнес сообществом. Выясняя непосредственно у тех, на кого эти законы будут направлены, какое влияние они окажут на ведение бизнеса. Привлекая к этому процессу привлекать помимо крупного бизнеса, несправедливо отодвинутых на второй план представителей малого, среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
Предоставить Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей возможность вносить законодательную инициативу. Для этого внести изменения в Конституцию РФ и в Федеральный закон № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
Для внесения предложения проекта закона в порядке гражданской инициативы, в том числе и от представителей коммерческих структур и для более активного сбора голосов в поддержку предложенной инициативы, необходимо закрепить в Конституции право граждан на выдвижение инициативы с указанием количества голосов необходимых для ее дальнейшего рассмотрения. Это позволит узнать о существовании данного инструмента подлинного народовластия более широкому кругу граждан, что в свою очередь увеличит круг лиц неравнодушных к проблемам бизнеса, принимающих участие в голосовании, т.к. на сегодняшний день практика реализации общественного обсуждения далека от идеальной.
Разговоров Д.Н.
Литература
1. Зорькин В.Д., Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации / В.Д. Зорькин, Л.В. Лазарев // Эксмо, 2010. С. 80-85.
2. Кабаков В.С. Предпринимательские риски: сущность, виды, возможности управления / В.С. Кабаков // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2012. № 3. С. 81-86.
3. Ковалев Е. Государство охотится на бизнес / Е. Ковалев //
URL: http://ekb.dk.ru/news/evgenij-kovalev-gosudarstvo-oxotitsya-na-biznes-236807996 /
4. Никольская Ю.П., Спиридонов А.А. Влияние процессов изменения законодательства на развитие издательского бизнеса / Ю.П. Никольская, Спиридонов А.А.// Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2007. № 4. С. 3-6.