Московское время


Правотворчество и бизнес. Российская реальность.

В соответствии с Конституцией РФ, статьей 8, п. 1 статьи 34, каждый гражданин имеет право на занятие предпринимательской деятельностью, мало того экономическая деятельность свободна, а частная собственность защищается государством наравне с государственной . По этому поводу высказывались В.Д. Зорькин и Л.В. Лазарев в комментариях к Конституции Российской Федерации.
Конституционный принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, в его интерпретации Конституционным Судом, лежит в основе особого конституционно-правового режима стабильности экономического оборота, который базируется на принципе поддержания доверия к закону. Для стабильности экономического оборота государство обязано использовать правовое регулирование. Государственное регулирование рыночных отношений выражается в установлении порядка создания и деятельности их участников, данное правовое регулирование не должно нарушать равенство участников оборота, свободы принятия экономических решений.
Принцип защиты равным образом разных форм собственности призван корректировать отношения между органами власти и бизнесом. Содержание этого принципа помимо недопущения модели взаимоотношений власти и бизнеса, чреватых конфликтом интересов, налагает на власть обязанность по защите различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Принцип равной защиты вводит для государства определенные ограничения степени интенсивности «дирижирования» частными предприятиями .
Статья 2 ГК РФ провозглашает что, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Риски при осуществлении предпринимательской деятельности должны восприниматься как риски при вхождении бизнеса на рынок или связанные с изменениями конъюнктуры рынка и решениями принимаемыми топ менеджерами компании, но их связь связанная с изменениями законодательства должна быть минимальной. В случае если власть своими неожиданными действиями оказывает влияние на рынок, деловой климат в стране начинает стремительно снижаться. Для того чтобы это не происходило бизнес должен иметь возможность влиять на действия власти в целом и на законодательный процесс в частности.
В.С. Кабаков в своей статье «Предпринимательские риски: сущность, виды, возможности управления» считает, что само понятие «риск» в большей степени связано с технологией принятия управленческого решения и именно поэтому «предпринимательские риски» принято называть: «хозяйственные риски». Предпринимательские риски Хотя, безусловно, политические факторы оказывают влияние на бизнес «извне». Как пример автор приводит нарушение обязательств со стороны правительства.
В России власть своими действиями оказывает огромное влияние на бизнес. Изменения нормативно правовых актов часто приводит к противоречиям между нормами права. Кроме того, вновь принимаемые нормы носят императивный характер.
Евгений Ковалев управляющий партнер адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» считает что «отношения бизнеса и власти похожи на охоту». Государство принимает карательные законы, а бизнес находит новые способы уклоняться от возрастающих штрафов и налогового бремени. Бизнес теряется в огромном количестве нормативных актов, в которых малый бизнес вообще не разбирается, средний практически не разбирается, а крупный старается, но тоже сталкивается с определенными сложностями. Государство принимает все новые санкции и воспринимает их как единственный способ регулирования и выстраивания отношений с бизнесом. Государство – самый крупный покупатель и фискальный орган, сила которого подкрепляется возможностью нормативного регулирования и бизнес не может предложить свои законы, выдвинуть законодательную инициативу и пролоббировать ее.
Нельзя сказать, что представители бизнеса совсем не могут повлиять на законодателей или предложить свой вариант нормативно правового акта на обсуждение. В соответствии с Указом Президента РФ № 183 от 04.03.2013 был создан сетевой ресурс «Российская общественная инициатива» - https://www.roi.ru/ на котором каждый гражданин России может предложить «общественную инициативу» в том числе и по вопросам социально-экономического развития страны. Российская общественная инициатива После проверки модераторами инициативы на соответствие Правилам (утверждены Указом Президента РФ № 183 от 04.03.2013) инициатива размещается на интернет-ресурсе РОИ и становится доступной для голосования. Сбор голосов в поддержку инициативы осуществляется в срок не более 1 года со дня размещения. В ходе голосования, в случае если инициатива имеет федеральный уровень или региональный для регионов с населением свыше 2 млн. человек, «за» должны проголосовать не менее 100 000 граждан, для остальных регионов – 5% от населения региона. Муниципальный уровень – 5% от населения муниципалитета.
Однако, учитывая отношение граждан России к бизнесу, особенно к крупному, вряд ли подобная инициатива наберет достаточное количество голосов для дальнейшего рассмотрения.
Для более взвешенного подхода к изданию нормативных актов затрагивающих интересы бизнес сообщества необходимы консультации с привлечением представителей малого и среднего бизнеса.
Для поддержки предпринимателей Указом Президента РФ от 22 июня 2012 г. № 879 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей» была учреждена должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей. 8 мая 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Данный закон наделяет Уполномоченного по защите прав предпринимателей большими полномочиями. В том числе, направлять Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности Уполномоченного.
Как видно из данного Федерального закона, несмотря на широкие полномочия Уполномоченного по защите прав предпринимателей, он не имеет права законодательной инициативы. Данное право может появиться только после внесения изменений в п. 1 статьи 104 Конституции РФ. После ежегодного доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту РФ в 2017 г. видно, что данные изменения в Конституцию для наделения Уполномоченного правом законодательной инициативы с каждым годом становится все более актуальным. В приложении к докладу Президенту Российской Федерации размещенного на интернет портале Уполномоченного по защите прав предпринимателей: URL:http://ombudsmanbiz.ru, оценка динамики факторов, влияющих на бизнес, и мер, направленных на возобновление экономического роста, опрос проведенный ВЦИОМ показывает:

Рейтинг факторов с точки зрения оказания сдерживающего влияния на развитие компаний
(опрос ВЦИОМ):

Оцените, оказывают ли перечисленные ниже факторы сдерживающее влияние на функционирование вашей компании/вашего бизнеса?
(средний балл по пяти бальной шкале, где 1 – однозначно не оказывает, 5 – однозначно оказывает)

2017 2016
Неопределенность экономической ситуации 3,9 4,0
Высокий уровень налогообложения 3,8 3,7
Снижающийся спрос на внутреннем рынке 3,8 3,8
Высокие цены на энергоресурсы (электроэнергия и газ) 3,7 3,6
Качество законодательного регулирования экономики 3,7 3,5
Высокий процент коммерческого кредита 3,6 3,6
Недостаток долгосрочных инвестиционных средств 3,5 3,5
Курс рубля 3,5 3,9
Высокие издержки на оплату и содержание персонала 3,5 3,4
Недостаток квалифицированных трудовых ресурсов 3,3 3,1
Монополизация рынков 3,3 3,1
Сложность бюрократических процедур 3,2 3,1
Неразвитая транспортная инфраструктура и высокий тариф для грузовых перевозок 3,2 3,1
Избыточная активность контрольно-надзорных органов (проверок) 3,1 2,9
Высокая стоимость земли 3,0 2,8
Нечестная конкуренция со стороны теневого рынка 2,9 2,8
Непрозрачность государственных закупок 2,9 2,8
Изношенность и отсутствие оборудования 2,8 2,7
Высокая «коррупционная рента» 2,5 2,3
Конкурирующий импорт 2,4 2,2
Высокий уровень давления правоохранительных органов 1,9 1,9

В результате анализа данной таблицы можно сделать вывод о том что в целом основные факторы оказывающие сдерживающее влияния на развитие компаний по сравнению с 2016 годом ухудшились. Особенно это заметно в разделах: качество законодательного регулирования экономики, избыточная активность контрольно-надзорных органов, высокая стоимость земли и высокая «коррупционная рента». Все эти пункты, так или иначе, относятся к качеству нормативно-правовой базы и исполнению существующего законодательства.
На примере статьи Никольской Ю.П. и Спиридонова А.А. «Влияние процессов изменения законодательства на развитие издательского бизнеса» проиллюстрируем качество законодательного регулирования экономики. В данной статье анализируются проблемы, создаваемые для бухгалтерских служб издательств, несбалансированностью отечественного законодательства и перманентным характером вносимых изменений. В своей статье авторы указывают на серьезные изменения, произошедшие в 2006 году в Трудовом кодексе РФ, Налоговом кодексе РФ, Гражданском кодексе РФ, а так же внесением изменений во многие федеральные законы и в положения по бухгалтерскому учету. Как могло показаться, данные изменения налогового законодательства, нормативного регулирования трудовых отношений, бухгалтерского учета должны благотворно влиять на развитие бизнеса. Но на самом деле изменения, осуществляемые в середине года, имеющие обратное действие, т.е. распространяемые на операции с начала года, или с определенного законодательством момента, приводят к затруднениям при ведении бухгалтерского и налогового учета. По мнению авторов, вносимые изменения зачастую не улучшают, а ухудшают ситуацию. Это вызвано отсутствием связи между нормами права, большим количеством писем Минфина России и ФНС России, носящих разъясняющий, комментирующий и регулирующий характер норм законодательства прямого действия.
На данном примере мы видим как не ко времени принятые изменения в законодательстве усложняют и без того непростое положение бизнеса, а несоответствие принимаемых законов действующим внутренним распоряжениям приводят к неверному толкованию норм права и всевозможным противоречиям с контролирующими органами.
Таким образом, законодательный процесс в России оказывая огромное влияние на бизнес зачастую тормозит его развитие. Это совершенно неприемлемо в современных условиях, когда наша страна находится под многочисленными санкциями со стороны Запада. Даже в том случае если не принимать во внимание давление оказываемое на Российскую экономику из вне, дальнейшее развитие невозможно без качественно нового подхода к бизнесу. Не стоит забывать что в развитых странах основную роль в пополнение бюджета, занятости населения и оказании недорогих и качественных услуг играет мелкий и средний бизнес, для развития которого требуется принятие понятных и постоянно действующих правил, описываемых в нормативно правовых актах. Следовательно, перед принятием новых законов связанных прямо или косвенно с предпринимательской деятельностью необходимо предварительно обсуждать их с бизнес сообществом. Выясняя непосредственно у тех, на кого эти законы будут направлены, какое влияние они окажут на ведение бизнеса. Привлекая к этому процессу привлекать помимо крупного бизнеса, несправедливо отодвинутых на второй план представителей малого, среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
Предоставить Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей возможность вносить законодательную инициативу. Для этого внести изменения в Конституцию РФ и в Федеральный закон № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».
Для внесения предложения проекта закона в порядке гражданской инициативы, в том числе и от представителей коммерческих структур и для более активного сбора голосов в поддержку предложенной инициативы, необходимо закрепить в Конституции право граждан на выдвижение инициативы с указанием количества голосов необходимых для ее дальнейшего рассмотрения. Это позволит узнать о существовании данного инструмента подлинного народовластия более широкому кругу граждан, что в свою очередь увеличит круг лиц неравнодушных к проблемам бизнеса, принимающих участие в голосовании, т.к. на сегодняшний день практика реализации общественного обсуждения далека от идеальной.

Разговоров Д.Н.

Литература

1. Зорькин В.Д., Лазарев Л.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации / В.Д. Зорькин, Л.В. Лазарев // Эксмо, 2010. С. 80-85.
2. Кабаков В.С. Предпринимательские риски: сущность, виды, возможности управления / В.С. Кабаков // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2012. № 3. С. 81-86.
3. Ковалев Е. Государство охотится на бизнес / Е. Ковалев //
URL: http://ekb.dk.ru/news/evgenij-kovalev-gosudarstvo-oxotitsya-na-biznes-236807996 /
4. Никольская Ю.П., Спиридонов А.А. Влияние процессов изменения законодательства на развитие издательского бизнеса / Ю.П. Никольская, Спиридонов А.А.// Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2007. № 4. С. 3-6.