У нас сегодня модно говорить о том, что у России свой путь и заимствование других путей развития не идет на пользу стране, в таком случае нельзя забывать о том, что на протяжении всей истории России в трудную минуту страна опиралась на свой народ, который принимал активное участие в ее судьбе. Обращаясь к истории, мы видим, что не только в тяжелые времена, но и в момент процветания, народовластие было в Русском государстве не пустым словом.
Проблема народовластия особенно актуальна сегодня, когда «де факто» население не имеет никаких возможностей влиять на жизнь в своей стране. Несмотря на закрепленное в Конституции право граждан самостоятельно решать вопросы местного значения, владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью , данное право практически не используется и фактически народ не может никаким образом повлиять на представителей органов власти и тем более на судьбу этой самой муниципальной собственности. Эта ситуация требует внимательного изучения, как со стороны законодателей, так и со стороны ученых, которые могут внести предложения по решению данной проблемы.
При изучении истории создания Русской государственности мы наблюдаем примеры истинного народовластия, общие принципы которого можно спроецировать на сегодняшнюю действительность.
Славянские народы жили родовым бытом. Древнейшие известия о славянах вообще и о русских в частности, рисуют их жизнерадостным народом, любившим пляски, песни и музыку . Тяжбы и другие споры в роду разбирались родоначальниками или выборными старейшинами на вечах рода. Вече рода представляло собой общее собрание рода на котором решались приоритетные вопросы и избирался старейшина рода, что в сущности являлось выбором пути развития рода.
В IX веке у славянских народов, живших в то время племенами – общинами, началось расслоение населения на два класса – младший и старший. Старший класс выделялся богатством торговым и земельным и претендовал на зарождающуюся монархическую власть, тем не менее, такая форма народовластия как вече зародившаяся еще во времена общин получила дальнейшее развитие. В книге «Исторiя Россiйскаго государства» изданной в 1800 году, указывается на то, что Славяне и Анты не состоят ни под какою единодержавною властью, но имеют с древних времен общенародное правление. О делах своих «до пользы общей касающихся советуются всегда вместе» .
Понимая необходимость единовластия для установления внутреннего порядка и безопасности некоторые племена (славяне, кривичи и финские) собрались на общее совещание,
на котором было постановлено передать Верховную Власть в одни руки и для этого отправить к варягам послов с приглашением править ими. «Славяне, Кривичи, Меря и Чудь отправили въ 862 году совокупно торжественное посольство моремъ къ Варягамъ съ прошенiемъ, чтобъ они изъ своего народа прислали къ нимъ князя для обладанiя ими» . Так, в 863 году появились Рюрики под началом которых образовалось Русское государство. В отличие от остальных западно-европейских государств, где так же правили люди «пришлые» в исконные племена в результате завоеваний, Русское государство образовалось демократическим путем, в результате решения общего собрания. Нельзя не отметить способность договариваться народов разных племен между собой, особенно хочется отметить что «договаривался» именно народ, а не отдельные старейшины рода. Именно народ, принимая во внимание вражду между племенами и видя невозможность избрать князя из числа своих соплеменников, который удовлетворил бы запросы всех общин, позвал на княжение человека со стороны, решительного правителя и беспристрастного судью.
Еще одним примером свободного волеизъявления граждан в Русском государстве является принятие христианства. Как свидетельствуют летописи князь Владимир сознательно выбрал христианскую веру после того как в 986 г. принял послов разных государств, которые познакомили его с разнообразными вероисповеданиями. Это были «болгары (камские) веры магометовой», немцы, «жиды хазарские», в том числе пришли и греки, заслушав всех посланцев Владимир снарядил «десять мужей добрых и смысленных и отправил их в разныя земли, откуда приходили послы». Там посмотрев службы Богу они вернулись и доложили Владимиру, самое большое впечатление произвела служба в Софийском соборе Цареграда. В результате Владимир принял христианство. Вслед за ним, в большинстве добровольно, народ совершил обряд крещения и принял православие. «В лето 6497. Крестился Володимиръ и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по инымъ градомъ епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду» .
Одним из важнейших решений, которые принимались на вече, было решение о призвании или изгнании князя, а так же обеспечивался порядок и условия для исполнения данного решения. Таким образом, можно считать, что вече исполняло законодательную функцию, призывая князя на княжение, устанавливался определенный порядок государственного устройства, следовательно, принятое решение можно рассматривать как законодательный акт.
Статья 6644 Новгородской первой летописи старшего и младшего изводов начинается сообщением «новгородьци призваша пльсковиче и ладожаны и сдумаша, яко изгонити князя своего Всъволода, и всъдиша въ епископль дворъ, с женою и с дътьми и съ тьщею».
Статья 6662 сообщает «Изгнаша новъгородици князя Ярослава въ 26 марта, в въведоша Ростислава, сына Мьстиславля, априля въ 17».
В сложное для Русской земли время, когда после победы над шведами в 1240 г. на реке Неве, Александр обидевшись на новгородцев, уехал в Переславль, а к городу подступили немцы, собранное новгородское вече постановило просить Александра вернуться в Новгород. «Лето 6748. Тогда же сдумавше новгородци, послаша владыку с мужи опять по Александра; а на волость на новгородскую наидоша Литва, Немци, Чудь, и поима по Луги вси коне и скот, и нелзе бяше орати по селом, нь немцем, и яко вдасть Ярославъ сына своего Александра опять» .
Сведения об участии населения городов в решении общественных вопросов заключаются в летописях во фразах: горожане такого то города «предались» князю, или «затворились» от князя или Половцев, или «бились» за князя, или «вышли навстречу» к князю . Кроме того, на вече определялись условия сосуществования и взаимных обязательств между князем и населением.
Решения вечевых собраний старшего волостного города являлись обязательными и для пригородов, приравниваясь тем самым к решениям верховной законодательной власти области. В 1126 г. после смерти Владимира Мономаха новгородцы провели первые выборы посадника, человека который представлял и отстаивал их интересы перед князем. С этого момента право выбора посадника стало постоянным. «Въ лъто 6664. Выгнаша новъгородици Судила ис посадницьство, … и потом даша посадницьство Якуну Мирославицю» .
Вече созывалось и для обнародования последней воли князей. В своих лекциях Ключевский затрагивает вопрос: «считалась ли здесь воля завещателя единственным источником владельческого права?», поскольку из летописей нам известно о случаях зачитывания перед горожанами княжеского завещания. Князь волынский Владимир Василькович, умерший в 1289 г. бездетным, перед смертью передал своё княжество младшему двоюродному своему брату Мстиславу Даниловичу мимо старшего Льва по письменному завещанию. Наследник счёл необходимым созвать в соборную церковь в городе Владимире бояр и граждан и прочесть им духовную больного брата . Остается невыясненным вопрос, могло ли городское собрание не одобрить завещание, в этом случае право землевладения переходило к другому наследнику, или это вызвано необходимостью «объясниться» с народом. Но и в том и в другом случае такой шаг вызван желанием получить «народный мандат» на княжение.
Однако, система удельных княжеств, уронившая силу и само значение власти местных князей, привела к тому, что князья стали больше походить на помещиков – землевладельцев. Вместо заботы о благосостоянии народа жившего на их землях, больше волновались за сбор податей, что приводило к обнищанию населения заставлявшее его метаться от одного княжества к другому. Середина XIV века ознаменовалась новой идеей, пробуждающейся в московском обществе - идеей национального государства. Внешние отношения Москвы к иноплеменным соседям получают одинаковое общее значение для всего великорусского народа: «они не разъединяли, а сближали его местные части в сознании общих интересов и опасностей и поселяли мысль, что Москва - общий сторожевой пост, откуда следят за этими интересами и опасностями, одинаково близкими и для москвича, и для тверича, для всякого русского». Внешние дела Москвы усиленно вызывали мысль о народности, о народном государстве. Собирание земли в состав московской земли заставляет действовать московского государя во имя народного интереса, который диктует, что все части Русской земли должны войти в состав этой вотчины, что «заставляло их слить свой династический интерес с народным благом, выступить борцами за веру и народность» . На фоне укрепления Московского княжества, к которому благодаря сильной власти присоединялись все новые земли новгородская вольница грабила Поволжье и по решению уже подкупаемого к тому времени веча отдавались то литовцам, то полякам. Все это привело к походу московского князя Ивана III на Новгород, в котором новгородское войско, состоявшее из ремесленников в 1471 г. было разбито на реке Шелони.
Спустя некоторое время новгородское вече было разогнано, вечевой колокол увезен в Москву, а новгородцы признали Ивана III государем.
Время правления Ивана IV (Грозного) ознаменовалось созданием земского собора, который созывался в XVI веке четыре раза: в 1550, 1566, 1584, 1598 гг. Первый земский собор в основном был посвящен устройству местного управления и суда. Основу земских соборов того времени составляли «служилые» люди, на соборе 1566 г. они составляли 56% всего состава собора, не считая тех кто входил в состав правительственных учреждений, а в 1598 г. – 52%. Состав собора различал четыре основные группы: высшее церковное управление, высшее управление государства, военно-служилые люди и люди торгово-промышленные. Народное представительство в понимании того времени, это «собрание разностепенных носителей власти, органов управления, а не уполномоченных общества или народа» . В Москве XVI века считалось, что не народ должен назначать представителей своей воли, а существует власть исполняющая приказы, волею бога назначенного царя. Это отчасти объясняется еще и тем, что земский собор многое заимствовал из Освященного собора, в котором принимало участие только высшее духовенство. Но тем не менее, земские соборы олицетворяли собой народовластие, как его понимало население России того времени.
Для того чтобы взгляд народа на свое место в государственном устройстве изменился, потребовалось 15 лет называемых в нашей истории смутным временем. После всевозможных потрясений, которые выпали на долю Московского царства и закончились в 1613 году с принятием престола Михаилом Романовым. Нельзя не отметить, что земский собор собранный князьями Пожарским и Трубецким был всесословным, в нем приняли участие посадские и даже сельские обыватели. Но, окончательное решение было принято после того как разосланные для выяснения народного мнения по всей земле гонцы, возвратились с известием что народное мнение совпадает с мнением земского собора. Люди Московского государства стали свыкаться с мыслью о том, что воля народа может быть источником законной власти. Смутное время дало распространение малознакомым прежде выражениям: совет всей земли, общий земский совет, всенародное собрание, крепкая дума миром. Таким образом, правительство вынуждено было привлекать народ к участию в общественных делах, обращаться к нему с воззваниями и увещеваниями о содействии и крепком стоянии за православную веру .
Следующим немаловажным событием в истории Московского государства стало составление Уложения 1649 г., в котором были собраны действующие на тот момент законы разбросанные по разным ведомствам. Еще одной задачей данного Уложения было нормировать те случаи, которые были не предусмотренные в уже составленных нормах. Для этой цели необходимо было узнать пожелания и интересы народа. В комиссию занимавшуюся разработкой Уложения, выборные от служилого и торгового народа, попадали челобитные, по которым выносились решения, которые в дальнейшем дополняли Уложение новыми законами. Принимая во внимание все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что при написании Уложения 1649 года принималось во внимание народное мнение, которое впоследствии ложилось в основу новых кодифицированных норм. Например, как отмечал Ключевский, глава Уложения «О посадских людях» выработана на основе челобитных, докладов и справок.
Таким образом, народное волеизъявление помогало в решении задач по формированию и укреплению Русского государства. Решение о призвании первого князя, с которого началась династия Рюриков, начало объединению племен под единой властью лишний раз доказывают слова Цицерона государство является достоянием народа и должно пониматься не просто как объединение людей собранных вместе, а как «соединение многих людей, связанных вместе между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Только в результате достижения «согласия в вопросах права» возможно поступательное развитие любого государства, тем более в современном мире в котором межгосударственные границы уже установлены и все дальнейшие действия должны быть направлены на их сохранение и недопустимость внутренних противоречий подрывающих государственную безопасность. Для достижения этой цели органам власти, прежде чем вносить изменения, дополнения, издавать постановления необходимо проводить консультации со специалистами, социологические опросы и другие действия, направленные на выяснения общественного мнения. Согласованность принимаемых решений с народом является залогом стабильности, экономического и научного развития страны.
Разговоров Д.Н.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ [Текст]. – (http://www.constitution.ru/)
2. Ключевский, В.О. Русская история полный курс лекций [Текст].: история / 1 том / В.О. Ключевский – М.: АСТ, Харвест, 2002. - 592 с.
3. Ключевский, В.О. Курс русской истории. От эпохи Ивана Грозного до Петра Великого [Текст].: история/ В.О. Ключевский – М.: Академический проект, 2015. – 526 с.
4. Любавский, М.К. Древняя русская история до конца XVI в [Текст].: лекции / 3-е издание / М.К. Любавский. - М.: Издание М. и С. Сабашниковыхъ, 1918. – 306с.
5. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов [Текст].: летопись / под ред. А.Н. Насонов. - Ленинград.: Издательство Академия наук СССР, 1950. – 561с.
6. Сергеевич, В.И. Вече и князь [Текст].: историч. очерки / В.И. Сергеевич. – М.: Типография А.И Мамонтова, 1867. – 413с.
7. Стриттер, Иван. Историiя Россiйскаго государства [Текст].: история / 1 часть / Иван Стриттер. – СПб.: Типогарфия Федора Брункова, 1800. – 635 с.